ГБОУ №2564

Группа "РАДУГА"

 

КАКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ СМОТРЯТ

НАШИ ДОШКОЛЬНИКИ?

Всем уже знаком значок 16+, который появляется перед началом некоторых мультсериалов, но дети 4-5 лет могут спокойно включить по телевизору или в интернете мультики. И время подходящее – дневное, вечернее, и мы сами часто говорим своему ребенку: «Иди, посмотри мультик!». Срабатывает стереотип мышления: раз – мультфильм, значит обязательно для детей. Но это далеко не так, особенно современные мультсериалы! Сейчас в моде — мультипликационные сериалы типа «Монстр Хай», «Феи Винкс» и так далее. Самая большая к ним претензия, (не считая сюжета, диалогов, внешнего вида) — это возрастная адресация.

Вот, например, таблица, в которой указано все данные о феях Винкс.

Всё о Винкс 

Имя

Возраст

Планета

Магия

Парень

Пикси

Школа

Волосы

Глаза

Враг

Блум

16

Спаркс

Огонь

Скай

Локетт

Алфея

Рыжие

Голубые

Валтор

Стелла

17

Солария

Свет

Брендон

Аморе

Алфея

Жёлтые

Карие

Трикс

Флора

16

Линфия

Природа

Хелия

Чатта

Алфея

Карие

Зелёные

Трикс

Муза

16

Мелодия

Гармония

Ривен

Тюн

Алфея

Фиолетовые

Чёрные

Трикс

Лейла

16

Андрос

Флюиды

Нобу

Пифф

Алфея

Карие

Голубые

Трикс

 Наши девочки 4-5 лет  стараются выговорить эти непонятные названия, подражая мультгероиням. Но обратите внимание на возраст героинь – по своему возрасту эти феи ближе к мамам девочек-дошкольниц, чем к самим девочкам. Особо хочется рассмотреть колонку  под названием «парень»; не друг, не любимый, а парень, бойфренд… И разговоры этих «феечек» совсем недетские: они вздыхают о своих бывших парнях, стараются завоевать нынешних, ревнуют, следят за модой, перекрашиваются, делают прически, маникюр, прогуливают уроки… И если бы не «волшебство и борьба за добро и справедливость», можно было бы подумать, что идет второсортный сериал о жизни  подростков.

Эти мультфильмы рассчитаны на детей старшего школьного возраста, но персонажи, выпущенные в виде игрушек — фигурок, кукол или мягких зверей, автоматически попадают в руки детей дошкольного возраста, т.е. «опускаются» по возрастной лестнице. Далее следует цепная реакция: получив игрушку, ребенок требует показать ему мультфильм. И здесь дошкольники оказываются в сложной ситуации: они имеют «крутой» мультик, но не понимают его смысла. У них есть модная игрушка, но они не знают, что с ней делать, как с ней играть. Не иметь хотя бы одной куколки феи Винкс — это сегодня для девочек просто непереносимое огорчение.

Основная же история, которая разворачивается в мультсериале про Винкс, — это борьба с монстрами. Феи проявляют все мыслимые и немыслимые волшебные и неволшебные способности в борьбе со злом. Казалось бы, что в этом плохого? Психологи проводили исследование в детских садах, просили дошкольников поиграть в эти игрушки. В одной ситуации пришлось разнимать малышей: началась драка между мальчиками и девочками. Мальчики 4—5 лет, играя с фигурками спайдерменов (которые, по сути своей, должны всех спасать), жестоко расправились с феями Винкс (оторвали крылья). Но и феи воевали так, будто они настроены просто на какое-то тотальное уничтожение всех. Из этого следует то, что потребность детей в героизме под влиянием агрессивных мультфильмов трансформировалась в действия с сомнительным содержанием. Дело в том, что основные ценностные нормы и границы оказались размыты или скрыты от ребенка за внешними масками образа героя, спецэффектами и обилием серий. Агрессия по отношению к игрушкам, партнерам по игре, возможность в любой момент ударить другого, выразить агрессию вербально (угрозами, ругательствами) — к сожалению, обыденное явление в играх детей. Все педагоги и психологи фиксируют снижение эмоциональной чувствительности к переживаниям другого человека. А ведь в дошкольном возрасте закладывается нравственность, патриотизм, умение сопереживать, сочувствовать, дружить, строить товарищеские отношения, а главное – понимание своей гендерной принадлежности и соответственной роли в будущем.

Да, современные куклы перестали походить на людей вообще и на детей в частности. Зато они все больше напоминают кино- и мультперсонажей. На полках магазинов детей поджидают люди-машины, люди-насекомые, люди-мутанты. Кукол, похожих на девочек от пяти до двенадцати лет — девочек того возраста, в котором играют в куклы, — на рынке нет. В магазине ребенок реагирует на Барби, потому что она хорошо одета, а кукла нужна совсем для другого — для осознания ребенком своего образа жизни и его воспроизведения в игре. Вот пример этому — пришедшие на смену Барби и Братц яркие куклы Винкс. Трансляция мультсериала Winx о четырех феях вызвала повальное увлечение кукол­ками с длинными тонкими ножками — у девочек от пяти до десяти лет. Те же, кому перевалило за шестнадцать, совершенно равнодушны к феям Винкс. Куклы нового поколения, Винкс, к человеку как биологическому виду отношения не имеют практически никакого. Это почти стопроцентный «аватар» — строение тела и лица взяты без изменений из мультсериала Winx,  где человеческие пропорции уже окончательно утрачены. Все это очень нравится маленьким девочкам, а девушкам-подросткам в возрасте от 16 до 18 лет (а ведь фактически для этой аудитории и был создан мультсериал «Винкс») эти куклы кажутся уродливыми. Мера условности у младшего поколения так велика, что нам и не представить. И это условность  проявляется во всем – в отношениях, общении, внимании, игровой и учебной деятельности.

К сожалению, мультфильмов с гуманным эмоциональным посылом сегодня вообще крайне мало. Месяцами по ТВ идет отечественный мультсериал «Маша и Медведь», и его смотрят практически дети всей страны. Главная героиня, девочка Маша, с какой-то неимоверной жестокостью издевается над Медведем, который воплощает образ взрослого. Она бесконечно причиняет ему физическую и психологическую боль, обманывает, какие-то шпильки в лапы вставляет — в буквальном смысле. Взрослые, просматривая эти серии, понимают тот юмор, который вложен в эти персонажи. А дети просто копируют Машу, подражают ей, ведут себя по отношению к родителям так же, как она — к Медведю.

 Старые советские мультфильмы, где события развиваются медленно, кажутся современным дошкольникам скучными. Дети не высиживают и двух минут. Всё должно мелькать, крутиться… Потому что порог восприятия уже сильно повышен, и, чтобы заинтересовать, нужно что-то сильное, резкое, быстрое. Нужны спецэффекты. Нормальное содержание, глубокие смыслы зачастую дети уже воспринимать не могут. Это опасная вещь, потому что убивается способность к эстетическому восприятию, сопереживанию, осмыслению.

Производители мультфильмов  используют знание психологии восприятия и на нем спекулируют. Самое неприятное это то, что они используют мощные глубинные мотивы, на которые живо откликается человек в любом возрасте. Темы смерти, секса, ярости… В погоне за прибылью они этим пользуются в создании продукции для детей. Например, популярный сериал «Монстр Хай» — сплошное паразитирование на теме смерти. И дети с этим играют – вампиры, скелеты, монстры. Популярность темы смерти в детских играх пришла с экрана. Это очень пагубно отражается на детях. Если старшие школьники могут отнестись к этому с юмором, то малыши это впитывают как естественный мир. Есть дети очень ранимые, для которых это, возможно, будет очень большой травмой, которую они еще много лет будут пытаться преодолеть. Или, наоборот, появится душевная тупость, эмоциональная дефективность.

Единственный выход – смотреть мультфильмы вместе с ребенком, комментировать все происходящее на экране, даже то, что кажется совершенно неважным или понятной истиной. Во-первых, за время просмотра вы сблизитесь со своим ребенком, во-вторых, узнаете, что его волнует, а в-третьих, если в каких-то моментах просмотра вам будет страшно, неприятно или стыдно, то вы уже не будете так слепо доверять производителям мультфильмов воспитание души своего ребенка.

Удачи вам!

Воспитатель Гурова С.В.

Статья написана с использованием материалов сайта

http://www.russlav.ru/stat/vliyanie_multfilmov.html

Застенчивость у ребенка: как помочь?

Многим  родителям  знакома  такая  ситуация- малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Так что родителям и педагогам необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку. В  данной  работе  мы   подробнее  остановимся  на  этой  проблеме, определим что такое «застенчивость» , что для нее характерно, выясним причины возникновения застенчивости и дадим рекомендации родителям– как помочь застенчивому ребенку.

Застенчивость — это внутренняя позиция ребенка, согласно которой ребенок отдает максимум внимания тому, что о нем думают другие.

Чем  характеризуется  застенчивость?

-Замкнутость

-Подозрительность

-Настороженность

-Робость
-Смущение
-Податливость
-Тихий голос

Причины возникновения застенчивости:

·Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Обычно у таких детей один или оба родителя страдают от болезненной застенчивости.

·Стрессовые события в жизни. Часто застенчивость развивается вслед за травматичным событием, обычно связанным с публичным унижением ребенка. Также таким событием может быть переезд в другой город или же серьезные проблемы в семье, например, развод родителей.

Негативное общение в семье. Часто причина застенчивости ребенка в том, что родители критикуют его по поводу и без повода, стыдят (тем более при посторонних), стараются контролировать все аспекты его жизни. При этом постоянная критика не уравновешивается теплотой и похвалами. Также причиной может быть и отсутствие внимания родителей: когда ребенка в семье просто игнорируют.

Травля в детском  коллективе. Негативная, конкурентная атмосфера способствует застенчивости многих детей. Особенно если их выбирают для систематической травли другие дети.

Что делать, чтобы  помочь  ребенку? Есть много стратегий, которые могут помочь детям преодолеть застенчивость. Психологи обычно рекомендуют пробовать не одну, а сразу несколько, так как невозможно предсказать, что конкретно поможет тому или иному ребенку. Итак, какие же это стратегии:

•Родители помогут застенчивому ребенку, если расскажут ему, что сами были такими же в детстве. Особенно важно поделиться воспоминаниями, как они стали более общительными, о конкретных случаях, когда им удавалось преодолеть робость.

•Можно сказать, что вы понимаете, что ребенку страшно куда-то идти или с кем-то разговаривать, что вы сами иногда чувствуете то же самое. Это позволит малышу почувствовать принятие, и при этом начать открыто говорить о своих проблемах.

•Например, поговорите с ребенком о том, что если он «будет сегодня храбрым» и заговорит с детьми на площадке, это может помочь ему найти новых друзей. Расскажите истории из собственной жизни о том, как преодоление застенчивости помогло вам чего-то добиться.

•Говорите с детьми о застенчивости, но никогда и не при каких обстоятельствах не называйте их самих «застенчивыми» или «тихонями».  Не объясняйте окружающим, что «он у нас боится чужих» - этим вы фактически говорите ребенку, как ему себя вести.

•Ролевые игры – один из лучших способов помочь ребенку преодолеть застенчивость. С  детьми легко можно использовать игрушки, скажем, проиграть вместе историю  зайца, который боялся заговорить с другими зверятами: пусть ребенок сам придумает, как его персонаж справится с этой проблемой.

• Для улучшения навыков общения психологи рекомендуют ставить перед застенчивым ребенком конкретные, но реальные цели. Родители могут вести специальный календарь и отмечать звездочкой или смайликом каждый день, когда ребенок выполнил намеченную цель.

• Никогда не стыдите ребенка за застенчивое поведение – эффект будет обратный. Но каждый раз, когда он ведет себя преодолевает робость, не скупитесь на похвалы и награды.

•Таким образом следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить.

•У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила?

•Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности.

Успехов вам!

 Воспитатель Гурова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz